Короче, Анапа не Сочи
Редкому жителю черноморского курорта удается примерить на себя образ
отдыхающего. По крайней мере, в своем городе сделать это невозможно. И только
уехав за тридевять земель, можно, наконец, почувствовать себя беззаботным
курортником. Да вот беда - полностью отрешиться все же не получается. Постоянно
сравниваешь, анализируешь, находишь "за" и "против".
Набережная как "визитка" курорта
Любой приморский курорт начинается не с вокзала, а с набережной. Ступив на
сочинскую набережную, ловишь себя на мысли, что здесь долго и упорно по заявкам
бизнесменов трудился джинн из "Волшебной лампы Аладдина". Что заказывали, то и
сооружал: от стильных ресторанов до примитивных торговых лавок.
Вот ресторан "Малибу" проводит бразильский карнавал. Посетителей зазывает группа
а-ля Латинская Америка. Толпа зевак с удовольствием подпевает - как ни крути, а
Бразилия нам не чужая. Благодаря сериалам, о бразильцах мы знаем больше, чем о
своих ближайших соседях.
Мимо любителей поглазеть на халяву, уплатив 500 входных рублей, шествует
изысканно одетая, явно столичная, публика. На шею каждому вошедшему вешают
ожерелье из искусственных цветов - знак приобщения к экзотическому раю.
Суши-бар "Япона-мама", кроме национальных японских блюд, предлагает экзотическое
удовольствие: отдых в бунгало на берегу. Всего за 150 рублей в час можно снять
"островок спокойствия среди шумного города, окунуться в сон под песню волн и
ароматные табаки кальянов". Так обещает реклама, но на соседнем участке идет
стройка и "сольный номер" исполняет электродрель.
Для частной пивоварни на набережной тоже нашлось место. Рядом строится
круглогодичный развлекательный центр. Чуть поодаль возводится круглая
железобетонная башня, названная курортной гостиницей апартаментного типа. Это
ноу хау сочинских градостроителей. Дело в том, что в Сочи нашествие жилой
застройки на курортную зону началось раньше, чем в Анапе. Но поскольку
строительство жилых домов в первой санитарной зоне запрещено, был найден
компромисс в виде гибрида между жильем и гостиницей. Элитные квартиры в нем
сдаются в аренду с последующим выкупом. По словам сочинцев, престижное жилье уже
приобрели многие звезды российской эстрады.
Даже на фоне Анапы цены на сочинской набережной впечатляют: 3 средних персика,
уложенных в пластиковый стакан, стоят 40 рублей, 7 штук абрикосов - 50, гроздь
винограда - сотню. Проход на платный пляж обойдется в 150 рублей (с человека),
прокат шезлонга - 50 рублей. За триста рублей можно, сфотографироваться в наряде
начала прошлого века, преобразившись в тихого казака, белогвардейца, знатную
даму или кокетливую курсистку. Тут же предлагают запечатлеться в обнимку с
полуживыми от димедрола хищниками: львами, рысями, тиграми подросткового
возраста.
Продвинулся Сочи и в сторону интимных развлечений. Рекламные щиты пестрят
объявлениями о всевозможных мужских салонах и интимных клубах, где удовлетворяют
все желания клиентов. С ними соседствуют афиши детского кукольного спектакля
"Красная Шапочка в гостях у Тома и Джерри". От такого контраста сразу трудно
сообразить, к какому направлению развлечений относится изображенная на афише
роскошная блондинка в шапочке.
Набережная гудит, источает ароматы, сверкает. Вот только моря явно не хватает.
Оно, конечно, по факту есть, но его не видно и не слышно. Пробиться к нему
можно, но сначала придется преодолеть массу препятствий. Вот и возникает вопрос:
для чего все это построили у моря? С таким же успехом можно было весь комплекс
возвести в другом месте, а море и пляжи постараться использовать по назначению.
"Газинг" и "уазинг" - это по-нашему
Субтропики есть субтропики. Природа Сочи, безусловно, приводит в восхищение.
Хорошо, что сочинский приморский парк еще радует своим великолепием: пальмами,
цветущими магнолиями и олеандрами, создающими иллюзию пребывания на каких-то
сказочных райских островах.
Анапа в этом отношении значительно проигрывает Сочи. Но и у нас при желании
можно было бы создать оригинальные парковые ландшафты. Та же ленкоранская
акация, что так украшает Сочи, прекрасно растет на нашем курорте. Красочные
лианы кампсис и каприфоль в Анапе хорошо себя чувствуют и могли бы разукрасить
город не хуже экзотов.
Горы, ущелья, бурные реки дали возможность развивать в Сочи разнообразный
экстрим. Объявлениями о нем пестрят рекламные щиты сочинских экскурсионных фирм.
Очень популярен джипинг - поездки по сильно пересеченной местности и
малопроходимым дорогам к водопадам, ущельям и скалам. Поездки эти совершаются
днем и в вечернее время. Можно отправиться в путешествие на весь день или на
несколько часов. Впечатлений масса. Правда используют не джипы, а отечественные
уазики без верха. Получается, что это не какой-то там буржуазный джипинг, а наш
отечественный "уазинг".
Военную технику используют в путешествии по руслу горной реки к 33 водопадам.
Экскурсантов довозят сначала на автобусах до реки, там пересаживают на ГАЗы с
открытым верхом и почти без бортов. Под визг и крики восторга везут туристов по
бурной реке. Один из туристов, побывавших на заграничных курортах, отметил, что
египетское сафари отдыхает по сравнению с нашим "газингом".
Очень популярен и рафтинг - сплав на надувных лодках-рафтах по горной реке
Мзымте. После ледяной речки организованы баня и чай из горных трав. Тут же можно
отведать запеченную в фольге форель из соседнего форелевого хозяйства.
Вот таких приключенческих экскурсий Анапе недостает. Например, можно было
разработать маршруты в сторону Абинска и Крымска. Там есть уникальный по своей
природе и очень перспективный для развития туризма хребет Грузинка. Однако
власти, не найдя лучшего применения богатейшему природному комплексу, собираются
начать здесь разработку строительного камня. Спасти Грузинку мог бы именно
турбизнес.
Чем Анапа может дать фору другим черноморским курортам, так это, на мой взгляд,
дарами полей, садов и огородов. Такого изобилия, как на наших рынках, мне не
довелось обнаружить в сочинских краях. И стоит у нас эта продукция (хоть мы и
ворчим) значительно дешевле, чем в более южной части побережья. Так что Анапу
можно рекламировать как самый плодово-овощной курорт побережья. Для многих
приезжих это весомый аргумент. Главное - не задирать цены на витаминную
продукцию.
К нашим преимуществам относится и виноградо-виноделие, о чем уже неоднократно
говорилось. На сочинских маршрутах всевозможных винодегустаций много, да вот
вина хорошего маловато. Я не большой специалист в этой области, но даже моего
опыта хватило, чтобы ощутить преимущества анапских вин. Учитывая, что скоро из
списка винодельческих районов выпадет Геленджик (в связи с намечаемой
раскорчевкой цепных виноградников под аэропорт) Анапа и Тамань будут последним
оплотом традиционного виноделия в России. Хорошо бы сохранить марку, не замарав
ее плодово-ягодным самопалом.
материал: газета "Анапа", №97, 23.08.2005
Курорт Анапа. Лечение и отдых в Анапе на Черном море.
Главная, заявка | Фотографии Анапы | Статьи | Размещение отдыхающих